Славик

Нужно ли культурное наследие путинской России?

ОтстойПлохоНе оченьХорошоОтлично
Загрузка...

В 2002 гoду сгoрeлa знaмeнитaя Спaсскaя цeркoвь нa свaяx (1628 г.), пeрeвeзeннaя из вoлжскoгo сeлa Спaс-Вeжи нa тeрритoрию Кoстрoмскoгo музeя, пoгиблa бaшня Якутскoгo oстрoгa (1683 г.) — oдин из пoслeдниx пoдлинныx пaмятникoв дeрeвяннoгo крeпoстнoгo зoдчeствa…» В Кoстрoмскoй oблaсти ужe чeрeз 10-15 лeт прoгнoзируeтся пoтeря практически всех памятников деревянного зодчества… Обратимся к оценке специалиста: «Еще в XIX в. Только за последние годы в Архангельской области погибли Рождественская церковь (1763 г.) в селе Бестужеве на реке Устье, церковь Двенадцати Апостолов (1799 г.) в селе Пиринемь на Пинеге, полностью сгорели ансамбли Усть-Кожского и Верхнемудьюжского погостов (XVII — XVIII вв.) на реке Онеге, обрушилась церковь Трех Святителей (1782 г.) на Ваге — последний памятник некогда весьма значительного Богословского монастыря. Приведем один красноречивый пример: власти упорно продвигают в массы праздник 4 ноября с его историческим контекстом — освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 г., однако при этом в самом центре столицы позорно разваливается всеми позабытый дом главного героя тех событий — князя Пожарского, который должен был бы стать одним из центров празднований. Уже не существует более 80% храмов, зафиксированных до Октябрьской революции. Так и в случае патриотических инициатив, исходящих от президента и его административного персонала: они зачастую эффектны, однако подчинены сугубо конъюнктурной задаче — поддержать рейтинг власти. Но какие цели преследуют власти в своих идеологических акциях и медийной политике? деревянные постройки определяли облик большинства деревень и городов России. При этом «министерство культуры Архангельской области проявляет пассивность в процессе формирования областного бюджета на текущий финансовый год, органами местной власти внимание данной теме практически не уделяется, финансирование в местных бюджетах на указанные цели не предусматривается вовсе». К сожалению, вновь приходится убеждаться, что благие начинания власть имущих — не более чем ширма, призванная скрыть гораздо более глубокие провалы в бытии нашей страны, за которые сама власть в значительной мере и ответственна. Как считает прокуратура, «большинство отмеченных нарушений является следствием неспособности областного и местных бюджетов полноценно финансировать мероприятия по государственной охране памятников истории и культуры». Это, конечно, находит положительный отклик у большинства россиян, которые на фоне тяжелой действительности современной России страстно желают гордиться страной, если не её настоящим, то хотя бы прошлым. будут утрачены в самое ближайшее время. В регионе с богатейшим культурным наследием — Архангельской области, по данным прокуратуры, утрачено за последние годы более 22% памятников (413 из 1849), еще почти столько же — находятся в аварийном состоянии, т.е.
Именно пиар на культуре, а не сама культура является целью российского властного истеблишмента. Это не удивительно: власть, не имеющая долгосрочной стратегии, озабочена сиюминутным рейтингом. Государственный официоз выхолащивает само понятие патриотизма, переводя его в мир телевизионных грёз, где предметы гордости и осуждения задаются мифическими поводами. При этом 120 млн, необходимых для обеспечения сохранности объектов культуры той же Архангельской области, почему-то не находятся. По курсу доллара на момент заявления — это почти 3 млрд рублей ежегодно. Источник: rusrand.ru Но патриотизм становится созидательной ценностью, только когда он откликается на пусть и горькую, но непосредственную реальность нашей жизни, например, на эту картину, увы, являющуюся лицом современной России. Это масштаб национальной катастрофы, но эта трагическая ситуация находится на периферии общественного и государственного внимания. Но разве не настало время самому обществу сказать своё слово, оправиться от псевдопатриотического дурмана и выступить на защиту того, в чем действительно концентрируется национальная память? Однако, как показывает практика, при желании деньги находятся: как пообещал министр культуры РФ, «на реставрацию объектов культурного наследия Крыма в ближайшие годы будет выделяться из федерального бюджета России по 50 миллионов долларов ежегодно». Материальная культура воспроизводит память и порождает чувство принадлежности к своей родине, живой связи с ней. Очевидно потому, что здесь труднее получить желаемый пиар-эффект, чем в Крыму, к которому подогрето общественное внимание. Какой смысл бороться за страну, от которой осталось одно только название и формальные границы, а всё уникальное цивилизационное наполнение вымыто? Однако она связана с ответом на фундаментальный вопрос — что такое страна, в чём интерес и ценность принадлежать к ней? Отчасти рассматриваемая проблема носит объективный характер — в федеральных и региональных бюджетах недостаточно средств для поддержания памятников в должном состоянии. Эксперты и неравнодушные энтузиасты бьют тревогу: существующее положение дел может привести к почти полной утрате культурно-исторического наследия во многих регионах.

Оставить коммент о материале "Нужно ли культурное наследие путинской России?"